Модель «Компас»: самоуправляемое обучение


Дэвид Колб, ученик Макклелланда, провел с коллегами в Массачусетском технологическом институте (David Kolb, Sara Winter, David Berlew, Richard Boyatzis, 1968-1971) серию исследований, которые выявили, какие стадии постановки целей собственного развитияруководителя, лидера) должны непременно присутствовать, чтобы улучшения были осуществлены. Модели Колба и Бояциса позволили создать «концепцию приобретения навыков». Дальнейшие исследования (Wheeler, David Leonard, Kenneth Rhee, Richard Boyatzis, 1996-1997) показали, какие принципы обучения эффективны, а какие нет. Хотя некоторые из этих моментов могут показаться очевидными и даже тривиальными, на практике они встречаются нечасто. Вот какие выводы, в частности, были сделаны исследователями:

  • Цели самосовершенствования должны опираться на достоинства и таланты, а не на слабые места лидера.
  • Совершенствование должно соответствовать личным целям человека, а не «идеалам», навязанным извне.
  • План обучения должен быть составлен свободно.
  • Программы совершенствования должны быть реалистичными и состоять из осуществимых этапов.
  • Программы обучения должны быть составлены таким образом, чтобы соответствовать предпочтительному для лидера стилю обучения.
 

30 лет назад Дэвид Колб разработал тест для определения предпочтительного стиля обучения – Learning Style Inventory. А также пришел к выводу, что люди учатся, используя один из следующих способов усвоения материала:

  • Конкретная практика
  • Размышление
  • Построение модели (теория)
  • Метод проб и ошибок
 

Известен пример, если не ошибаюсь, приведенный на этот счет Дэниелем Гоулманом, о двух друзьях – оба молодые генеральные директора компаний – решивших стать судоводителями: в один день первый купил маленькую лодку и отплыл в море от берегов штата Мэн, другой – начал ходить на курсы мореходов в Бостонской бухте. Оба освоили новые навыки успешно.

Основу развития необходимых лидерских способностей составляет самоуправляемое обучениецеленаправленное развитие или укрепление какого-то качества той личности, какой вы являетесь и/или какой хотите быть. Такая модель обучения была разработана Ричардом Бояцисом. Согласно этой модели, цикл самоуправляемого обучения включает в себя пять этапов, связанных с разрывом между желаемым и действительным.  

Назовем стадии этого цикла, которые проходят люди, действенно преображающие свое «я» и в ходе продвижения вперед делающие следующие пять открытий:

  • Первое открытие: Мое идеальное «я»: кем я хочу быть?
  • Второе открытие: Моя реальная сущность: кто я есть? Каковы мои достоинства и таланты и в чем моя реальная сущность расходится с идеальной?
  • Третье открытие: Моя программа самосовершенствования: как я могу развивать свои таланты, одновременно сокращая разрыв между реальным и идеальным «я»?
  • Четвертое открытие: Внедрение в практику новых моделей поведения, новых навыков и дальнейшая работа над ними.
  • Пятое открытие: Установление надежных и доверительных отношений с окружающими, которые делают возможными все эти изменения.
   

В прошлом основной целью обучения и развития было приведение человека в соответствие с требованиями работы. Человеку «давали» навыки, которые бы уменьшали это несоответствие и «боролись» с имеющимися проблемами. В прошлых подходах концентрировались на «слабых» местах, при этом, существовал серьезный риск «застрять» в круге поиска все новых и новых проблем у сотрудников той или иной компании. Такой «традиционный» подход имеет два основных недостатка:

  • Оказывает негативный эффект на мотивацию участников тренинга.
  • Сбивает фокус обучающемуся человеку. Когда фокус внимания – на недостатках, человек перестает видеть целостную концептуальную картину.
 

Теперь есть более эффективный подход к обучению – это модель «Компас», которую мы используем в нашей компании Schouten Global. Она созвучна подходам самоуправляемого обучения, которые были описаны ранее в данной статье. В соответствии с моделью «Компас» мы выстраиваем свою тренинговую и консультационную работу, мы по ней живем и из нее мы черпаем свой тренерский драйв.

Compass_rus_v2.jpg

Основные характеристики модели «Компас»:  

1) Метод основан на ценностном подходе к обучению и развитию. Мы концентрируемся на потенциале человека, его достоинствах и талантах, напрямую зависящих от его ценностей. Когда человек осознает свои истинные ценности, он может определить свой самый главный жизненный мотив, миссию, с которой человек пришел в этот мир, (амбицию, как мы называем ее в модели «Компас» и, далее, будем называть ее так в данной статье), которая действительно будет его мотивировать. А это, в свою очередь, мотивирует к обучению.

2) Применение модели «Компас» ведет к трансформационным изменениям, т.к. обучающиеся начинают идентифицировать себя со своей амбицией, они начинают понимать, как, каким образом, с помощью каких конкретных шагов достичь этой амбиции (конкретные шаги по достижению амбиции в модели называются «мощным выбором»).

3) Данный метод обучения основан на талантах человека. Когда обучающийся человек открывает свои таланты и определяет сильные стороны, возрастает его внутренняя мотивация и человек начинает позитивно мыслить, а значит, получает большее удовольствие от процесса обучения, оно происходит быстрее, увеличивается вовлеченность, улучшается динамика процесса принятия решения.

4) Метод основан на последних исследованиях в области позитивной психологии и исследований мозга. Дело вот в чем: обучаясь чему угодно, приобретая те или иные навыки, перед нами всегда «вырастают» известные барьеры и ограничения. Применяя модель «Компас», такие барьеры, конечно, волшебным образом никуда не исчезают. НО, если выявлен потенциал человека, его достоинства, сильные стороны и таланты, то барьеры кажутся ниже.

Барьеры.png

5) Применение модели «Компас» в обучении стимулирует более эффективное поведение. Обучение и развитие человека не происходит в вакууме. Работа и контекст играют большую роль. Исследования показывают, что человек и работает, и обучается, и развивается более эффективно, когда существует баланс между ресурсами этого человека и требованиями внешней среды.  

Итак, «Компас» - это метод обучения через выявление/определение у обучающегося или у себя самого следующего: 

  1. Ценностей
  2. Амбиции
  3. Мощного выбора
  4. Талантов
  5. Эффективного поведения
   
  1. Ценности. Ценности определяют вектор компаса (направленный к Амбиции). 

Выявить ценности можно с помощью следующих вопросов:

1). Представьте, что выиграли в лотерею миллион и базовые потребности удовлетворены. Какую бы мечту вы начали осуществлять?
2). Какие ценности «привязаны» к этой мечте?
3). Эти ценности как-то просматриваются в вашей нынешней работе?
4). Как сделать так, чтобы ваши ценности занимали больше места в нынешней работе?

 

Также можно выявить ценности, сделав упражнение «Пиковый опыт»: Ответьте на следующие вопросы:

1). Что дает вам энергию?
2). Что вас восхищает?
3). Что вы ненавидите?
4). Что про вас говорит ваш руководитель/друзья/близкие?
5). В надгробной речи, что бы вы хотели «услышать» про себя?

 
  1. Амбиция («Точка на горизонте» в модели «Компас»). Амбиция – это НЕ про цель, позицию, работу или навыки, это – про самую главную внутреннюю мотивацию человека. Амбиция – это про «БЫТЬ», а НЕ про «ДЕЛАТЬ».  Амбиция может быть любого «масштаба»: она может касаться тренинга, на котором находится обучающийся, его работы вообще, отношений с сыном, например, или жизни в целом.
Выявить амбицию можно с помощью следующих вопросов:

1). Кто вы, когда на 100% живете в соответствии со своими ценностям?
2). Как вы себя ощущаете, когда на 100% живете в соответствии со своими ценностями?
3). В какой позе и физическом состоянии вы находитесь, когда на 100% живете в соответствии со своими ценностями?
4). Какую бы метафору вы применили к вашей Амбиции («скала», «море», «парус», «цветок», «карусель», «поток» и т.д.)?
5). Выберите фотографию такого себя, каким вы хотите стать или каким хотите выглядеть всегда.

 
  1. Мощный выбор – это общее понимание того, что позволит вам следовать заданному вектору для достижения своей Амбиции.
Выбор – это:
  • Установка/четкое понимание направления вектора.
  • Обещание себе, что именно я буду предпринимать, двигаясь к Амбиции.
  • Понимание ежедневных рутинных действий, которые необходимо предпринимать, двигаясь к Амбиции.
  • Объяснение самому себе, что мне совсем не подходит, и чего я не буду делать, двигаясь к Амбиции.
  Лучше зафиксировать эти обещания и ответы на вопросы в письме самому себе. 

  1. Таланты. (Напомним, что в обучающей модели «Компас» мы обращаемся не к талантам, которые необходимо развивать, а к имеющимся достоинствам, сильным сторонам и талантам человека).
Задаем себе следующие вопросы:
  • За что именно меня больше всего хвалят?
  • Вспоминаем свой последний удачный опыт: какой талант был задействован?
  • Зачем ко мне приходят/обращаются люди? О каком моем таланте это говорит?
  • Чем я известен? Чем я славлюсь?
  • Какие во мне есть скрытые таланты? Недооцененные? Редко используемые?
  • Выберите 3 своих таланта и определите по ним действия или где и как их можно проявить, чтобы реализовать вашу Амбицию?
 
  1. Эффективное поведение. Под эффективным поведением модель «Компас» «понимает» конкретный набор действий и паттернов поведения, наилучшим образом подходящих вам для успешного достижения Амбиции.
Задаем себе следующие вопросы:
  • Что я буду делать по-другому в ближайшие 48 часов?
  • Что я буду делать по-другому в ближайшие 4 недели?
  • Каков будет мой первый шаг в этом направлении?
  • Как я узнаю, что это правильный шаг?
   

Выводы о преимуществах обучения по модели «Компас»: 

- Создание мощной внутренней мотивации развиваться и меняться.

- Фокус - на движении и знании, как именно двигаться к своей Амбиции.

- Изменение человека происходит быстрее.

    В заключение хотелось бы отметить, что, используя модель «Компас», мы фокусируемся на обучающемся человеке и его Амбиции. Участник – в безопасном окружении тренинговой комнаты – может обсуждать, экспериментировать, думать, ошибаться. Однако реализует он свою Амбицию на рабочем месте (или в жизни). В то время как большинство компаний еще обучают «только в классе», Schouten Global достигает цели «развитие человека на рабочем месте и в жизни». По нашему мнению, «обучение в классе» и «вне класса» обогащают друг друга и этот подход мы называем «Интегрированное обучение».


Инна Шевченко, тренер-консультант Schouten Russia

Подробнее о модели КОМПАС здесь