Осторожно, манипуляция!

"Развивайте умение видеть точку зрения вашего собеседника и делайте только то, что повышает важность собеседника".
Дейл Карнеги


Почему люди стремятся манипулировать другими? Делают ли они это осознанно или, наоборот, бессознательно? В чем скрывается смысл манипуляции?

Очевидно, что так или иначе, но люди изначально корыстны и в первую очередь заботятся о собственном благополучии. "Своя рубашка ближе к телу" - народная мудрость, четко описывающая эту прописную истину. Для того чтобы получить желаемое, люди используют различные техники. Одна из них - манипуляции.  

По комментариям Юрия Павленко, тренера-консультанта Schouten Russia, для журнала "Я бухгалтер" 

Самые сильные приемы манипулятора — деструктивные высказывания:

- Пренебрежительные или оскорбительные суждения о личности: «Тебе трудно даются такие вещи».
- Осуждение поступков, дел, значимых людей: «Вечно ты окружаешь себя подозрительными личностями».
- Риторические вопросы: «Как ты можешь так одеваться?!»
- Упоминания о фактах и чертах, которые человек не в силах изменить: «Ну да, ты же из маленького города».
- «Дружеские» и «безобидные» намеки на прошлые промахи, ошибки, личные тайны: «Помнишь, у тебя были проблемы с отчетностью?»
- Непрошеные советы и рекомендации: «Ты бы лучше…», «Тебе следует…», «На твоем месте…»
- Безапелляционные указания, повеления и инструкции, не подразумеваемые рабочими или социальными отношениями: «Никогда больше не делай этого», «Запомни на будущее, что тебя это не касается».

На деструктивные манипуляции нужно отвечать конструктивно. Предположим, вы впервые готовили отчет по новой форме и не уверены, что все сделали правильно. Собеседник, опыт которого в подготовке таких отчетов значительно больше, говорит: «Да, отчет у вас очень нестандартный...». Задайте ему вопрос по существу: «Какие части отчета показались вам столь нестандартными?»

Или, например, вам говорят: «Как же мы можем обсуждать ваше участие в этой работе, если вы не знаете таких элементарных вещей?!». Вам действительно неизвестны некоторые технические подробности работы, согласитесь с этим: «Да, мне необходимо это знать», — и уточните: «Каким образом я мог бы получить техническое описание работы?»

В каком-то смысле манипуляторы являются хорошими «учителями». Они «заставляют» нас развивать уверенное поведение при общении с другими.

Какими бы ни были намерения человека, который делает уничижительные замечания, если адресат пришел в состояние растерянности, смятения, такому заявлению надо противостоять. Есть три шага уверенной реакции на деструктивные высказывания:

  1. Осознайте цель уничижительного высказывания и защитите свою самооценку. Не дайте себе уйти в позицию жертвы!
  2. Поставьте манипулятора в известность о том, что вы осознаете его попытку принизить вас, подорвать ваш авторитет или манипулировать вами. Задавайте вопросы для прояснения целей манипулятора: «Почему ты говоришь об этом именно сейчас?», «Что ты на самом деле хочешь этим сказать?», «Чем продиктовано твое желание говорить на эту тему?»
  3. Будьте кратким, точным и конструктивным в своем ответе. Избегайте самооправдания, встречного нападения или обвинения, ответа вопросом на вопрос, неискренности, обсуждения отношений, обсуждения источника информации, обсуждения третьих лиц.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Например, манипулятор говорит: «Ты у нас такой добрый, всех любишь...». Адресат действительно склонен доброжелательно относиться к большинству людей. Тем не менее, это деструктивное высказывание. Конструктивный ответ на него может быть таким: «Что ты на самом деле хочешь этим сказать?» Это вопрос о целях манипулятора.

http://atlanticschool.org/ atlanticschool.org/ru/.