
Лидер и эмоциональный интеллект
Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации.
Роль лидера заключается в том, чтобы побудить остальных следовать по тому пути, который он проложил, чтобы воплотить в жизнь созданное им представление, видение желаемого будущего.
Лидеры достигают большего, чем менеджеры. Менеджеры контролируют достижение результатов, которые были бы достигнуты в любом случае. Лидеры достигают результатов, которые без них не были бы достигнуты. Это удается сделать за счет раскрытия внутренней энергии и силы – силы, вдохновляющей людей на достижение их целей. Лидеры преуспевают во времена перемен и нестабильности, менеджеры – в спокойные времена.
В новых подходах к лидерству считается, что современный руководитель вовлечен в жизнь своих сотрудников так и настолько, что способен улучшить их работу и результаты с помощью выстраивания доверительных отношений, привнесения смысла в рабочие отношения и путем налаживания диалога в организации. С подобными задачами эффективно справится лидер, обладающий чувственным, эмоциональным интеллектом, т.к. доверие и диалог возникают только в командах, которыми руководят лидеры с высоким уровнем эмоциональной, социальной компетентности, способные постоянно находиться в состоянии «осознавания» своих чувств и чувств других людей, способности конструктивно влиять на окружающих, уважать и любить себя и других.
В своей рабочей жизни, руководителю, порой, не сложно понять и почувствовать, что какой-то лидерский прием «вдруг» перестал работать. Намного труднее разобраться в причинах этого, и очень трудно – ответить на вопрос, а чем же его заменить, какие управленческие компетенции требуются и как ими овладеть. И появляющиеся в последнее время взгляды на лидерство, как бы под другим фокусом – и есть попытка вооружить современных руководителей более широким и более гибким лидерским репертуаром.
При этом нужно понимать, что развитие компетенций, которые позволят назвать руководителя «новым интегральным лидером» - это сложный, инновационный процесс. Почему? Потому что развитие лидера – процесс многоуровневый:
Базовый уровень: Предусматривает владение ключевыми менеджерскими компетенциями на достаточном уровне и понимание своих собственных сильных сторон.
Мета уровень: Подразумевает осознанность, самореализацию и системное мышление. Иными словами, лидер должен уметь выходить за рамки своего восприятия реальности, видеть ситуацию с разных позиций, уметь мыслить концептуально.
Интегральный уровень: Этот уровень лидерской компетентности — это тонкая настройка бизнеса и людей: управление энергией, мировоззрением, развитием, своим собственным и своих последователей. Лидер должен обладать высоким уровнем энергетики, личностной зрелости, интуиции: быть цельным высоконравственным человеком, уметь «считывать» потребности и ценности человека с его поведения и конструктивно влиять, быть способным трансформировать мышление сотрудников, вдохновлять и наставлять.
Инна Шевченко, тренер-консультант Schouten Russia